1. Индикаторы достижения вариативной ПК и задачи профессиональной деятельности
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции | Задачи профессиональной деятельности |
---|---|
Проектный тип задач профессиональной деятельности | |
ВПК-4.1. Настраивает, администрирует и проводит аудит программного обеспечения киберфизических систем с использованием киберимунного подхода | ‒ Проведение анализа уязвимостей, угроз и рисков информационной безопасности на основе киберимунного подхода для киберфизических систем |
ВПК-4.2. Разрабатывает приложения с использованием методологии киберимунного подхода | ‒ Участие в разработке программных решений на основе киберимунного подхода |
ВПК-4.3. Проводит тестирование безопасности киберфизических систем | ‒ Проведение оценки и контроля защищенности киберфизических систем с помощью программных и программно-аппаратных средств |
2. Актуальность вариативной ПК
На сегодняшний день число кибератак на информационные системы, автоматизированные системы и киберфизические системы непрерывно растет. Это связано одновременно с несколькими факторами: во-первых, всеобщая цифровизация и автоматизация, что приводит к росту числа повсеместно используемых программных и программно-аппаратных продуктов, во-вторых, совершенствование инструментов злоумышленников, в-третьих, политическая обстановка и внешние угрозы. Разрабатывая программный код, программист должен понимать, что результаты его работы могут стать целью атакующего, поэтому необходимо тестировать приложение не только на соответствие функциональным возможностям, но и на безопасность.
Современные информационные системы являются настолько сложными, реализованными с использованием огромного стека технологий, что невозможно достичь состояния абсолютной защищенности. В настоящее время прослеживается тенденция перехода от концепции обеспечения кибербезопасности к обеспечению киберустойчивости, или киберимунности – способности осуществлять свое штатное функционирование в условиях воздействия компьютерных атак в киберпространстве.
Данная компетенция разработана совместно со специалистами «Лаборатории Касперского» и сопровождается на протяжении всего курса поддержкой специалистов и компании. Обучаясь на данном курсе, студенты имеют возможность получать консультации специалистов лаборатории, получать именные стипендии при успешном освоении дисциплины, участвовать в научных исследованиях компании, получать сопровождение от специалистов лаборатории при подготовке выпускной квалификационной работы, а также предложение о дальнейшем трудоустройстве. Кроме того специалисты, обладающие знаниями и умениями разработки доверенных и киберустойчивых приложений, востребованы такими компаниями, как «Positive technologies», «НПО Эшелон» и многими другими. Знание основ киберимунности и кибребезопасности существенно повышает конкурентно способность программиста и разработчика на рынке труда.
3. Трудоёмкость и структура модуля вариативных профессиональных дисциплин, формирующего ВПК
Наименование дисциплины | Сем. | Распределение часов по видам занятий | Объем, з.е. | Промежуточная аттестация | ||||
Лек. | Пр. | Лаб. | Ср. | Экз. | ||||
Кибериммунитет | 6(8) | 36 | 36 | - | 108 | - | 5 | Дифференцированный зачет |
Разработка киберустойчивых приложений | 6(8) | 18 | 18 | - | 36 | - | 2 | Дифференцированный зачет |
Разработка киберустойчивых приложений | 7(9) | 36 | 18 | 36 | 54 | 36 | 5 | Экзамен |
Творческий проект по ВПК | 7(9) | - | 18 | - | 90 | - | 3 | Зачет Курсовой проект |
Наименование дисциплины | Сем. | Распределение часов по видам занятий | Объем, з.е. | Промежуточная аттестация | ||||
Лек. | Пр. | Лаб. | Ср. | Экз. | ||||
Кибериммунитет | 6(8) | 36 | 36 | - | 108 | - | 5 | Дифференцированный зачет |
Разработка киберустойчивых приложений | 6(8) | 18 | 18 | - | 36 | - | 2 | Дифференцированный зачет |
Разработка киберустойчивых приложений | 7(9) | 36 | 18 | 36 | 54 | 36 | 5 | Экзамен |
Творческий проект по ВПК | 7(9) | - | 18 | - | 90 | - | 3 | Зачет Курсовой проект |
4. Входные требования к освоению компетенции
Для освоения ВПК необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами образовательной программы.
Наименование дисциплины | Требуемые знания, умения, навыки |
---|---|
Алгоритмизация и программирование | Знания: ‒ основы алгоритмизации и программирования. |
Умения: ‒ составлять алгоритмы решения математических задач. | |
Навыки: ‒ программирования решения математических задач на языках высокого уровня. | |
Введение в инженерную деятельность | |
Знания: ‒ современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), программных и технических средств. | |
Умения: ‒ выбирать необходимую структуру данных для разработки алгоритма решения задач. | |
Навыки: ‒ применения ИКТ, технических средств и программных продуктов в профессиональной деятельности. | |
Безопасность информационных технологий/ Основы информационной безопасности/ Разработка решений с использованием блокчейн технологий (09.03.04) | |
Знания: ‒ основных протоколов передачи данных и аутентификации. | |
Умения: ‒ применения средств технической защиты и криптографии. | |
Операционные системы | Знания: ‒ принципов хранения, обработки и передачи информации в автоматизированных системах. |
Умения: ‒ выбирать, развертывать и обслуживать программно-аппаратные средства в создаваемых сетевых структурах. | |
Навыки: ‒ настройки операционной системы, политик информационной безопасности, настройки сетевого интерфейса в разных операционных системах. |
Дисциплины, успеваемость по которым будет учитываться при ранжировании студентов в процессе выбора ВПК:
Отвественный за ВПК: Басан Елена Сергеевна, ebasan@sfedu.ru