1. Индикаторы достижения вариативной ПК и задачи профессиональной деятельности
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции | Задачи профессиональной деятельности |
---|---|
Проектный тип задач профессиональной деятельности | |
ВПК-2.1. Решает прикладные задачи и участвует в реализации проектов, внедрении и эксплуатации интеллектуальных информационных систем в области сквозной цифровой технологии «Рекомендательные системы и системы поддержки принятия решений» | Проектирование, разработка, внедрение и эксплуатация интеллектуальных информационных систем для решения прикладных задач анализа данных и поддержки принятия решений |
ВПК-2.2. Выполняет анализ, представление и визуализацию больших данных с использованием интеллектуальных информационных систем | |
ВПК-2.3. Применяет современные достижения в области искусственного интеллекта, моделей представления алгоритмов, теории автоматов и формальных языков для решения прикладных задач анализа данных | |
ВПК-2.4. Решает задачи проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации интеллектуальных информационных систем с использованием систем, основанных на знаниях | |
ВПК-2.5. Выбирает методы и инструментальные средства искусственного интеллекта для решения задач с учетом особенностей современных геоинформационных технологий |
2. Актуальность вариативной ПК
В настоящее время в мире происходит ускоренное внедрение технологических решений, разработанных на основе искусственного интеллекта, в различные отрасли экономики и сферы общественных отношений.
Вариативная профессиональная компетенция «Способен решать прикладные задачи анализа данных и принятия решений с использованием искусственного интеллекта» разработана на основании Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490.
Национальная стратегия предусматривает обеспечение российского рынка информационных технологий квалифицированными кадрами для приобретения ими компетенций и навыков в области анализа данных, программирования, машинного обучения, способствующих развитию искусственного интеллекта.
3. Трудоёмкость и структура модуля вариативных профессиональных дисциплин, формирующего ВПК
Наименование дисциплины | Сем. | Распределение часов по видам занятий | Объем, з.е. | Промежуточная аттестация | ||||
Лек. | Пр. | Лаб. | Ср. | Экз. | ||||
Интеллектуальные интернет-технологии | 6(8) | 36 | 36 | - | 144 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Распознавание образов, классификация и машинное обучение | 7(9) | 36 | 36 | 18 | 90 | 36 | 6 | Экзамен |
Теория алгоритмов в системах искусственного интеллекта | 7(9) | 36 | 54 | - | 126 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Основы построения интеллектуальных геоинформационных систем | 6(8) | 36 | 54 | - | 126 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Модели и методы инженерии знаний | 6(8) | 18 | 18 | - | 36 | - | 2 | Дифференцированный зачет |
7(9) | 18 | 36 | - | 54 | 36 | 4 | Практико-ориентированный экзамен |
Наименование дисциплины | Сем. | Распределение часов по видам занятий | Объем, з.е. | Промежуточная аттестация | ||||
Лек. | Пр. | Лаб. | Ср. | Экз. | ||||
Интеллектуальные интернет-технологии | 6(8) | 36 | 36 | - | 144 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Распознавание образов, классификация и машинное обучение | 7(9) | 36 | 36 | 18 | 90 | 36 | 6 | Экзамен |
Теория алгоритмов в системах искусственного интеллекта | 7(9) | 36 | 54 | - | 126 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Основы построения интеллектуальных геоинформационных систем | 6(8) | 36 | 54 | - | 126 | - | 6 | Дифференцированный зачет |
Модели и методы инженерии знаний | 6(8) | 18 | 18 | - | 36 | - | 2 | Дифференцированный зачет |
7(9) | 18 | 36 | - | 54 | 36 | 4 | Практико-ориентированный экзамен |
4. Входные требования к освоению компетенции
Для изучения вариативной профессиональной компетенции «Способен решать прикладные задачи анализа данных и принятия решений с использованием искусственного интеллекта» необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими элементами образовательной программы:
Наименование дисциплины | Требуемые знания, умения, навыки |
---|---|
Математика | Знания: ‒ основных понятий и методов математического анализа, теории вероятностей и математической статистики. |
Умения: ‒ применять математические методы для решения практических задач и пользоваться при необходимости математической литературой. | |
Навыки: ‒ владения методами решения дифференциальных и алгебраических уравнений, теории вероятностей и математической статистики. | |
Дискретная математика | |
Знания: ‒ теоретических основ теории множеств, математической логики, теории графов и комбинаторики для понимания естественнонаучной сущности проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. | |
Умения: ‒ применять методы теории множеств, теории графов, математической логики, булевой алгебры, элементов комбинаторики для проведения анализа естественнонаучных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; ‒ анализировать логические функции и записывать логические высказывания; ‒ выполнять операции над множествами; ‒ вычислять характеристики и выявлять свойства графов, анализировать матричное представление графов. | |
Навыки: ‒ владения базовым инструментарием дискретной математики, математической логики для решения стандартных профессиональных задач с применением междисциплинарных и общенаучных знаний; ‒ проведения анализа естественнонаучных проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности с помощью базового инструментария теории множеств, математической логики, теории графов и комбинаторики. | |
Алгоритмизация и программирование.
Программирование и основы теории алгоритмов (для направлений 09.03.04, 02.03.03) | |
Знания: ‒ типовых алгоритмов, структур данных и алгоритмов обработки данных; ‒ способы отладки и тестирования программ; ‒ зависимости сложности программной реализации алгоритмов от сложности структуры данных; ‒ способов представления и кодирования различных видов информации. | |
Умения: ‒ применять типовые алгоритмы и структуры данных для решения поставленной задачи; ‒ применять типовые алгоритмы для решения задач классификации, распознавания и машинного обучения; ‒ представлять числовые данные в различных кодах, выполнять над ними операции; | |
Навыки: ‒ современной среды программирования и использования программных библиотек для разработки программ; ‒ разработки алгоритмов решения задач профессиональной деятельности, оценки сложности алгоритма; ‒ основы программирования на языках высокого уровня; ‒ программной реализации алгоритмов. |
Перечень дисциплин, успеваемость по которым будет учитываться при ранжировании студентов в процессе выбора ВПК:
Отвественный за ВПК: Целых Александр Николаевич, ant@sfedu.ru