Вход
img

Вы уверены, что хотите выйти из аккаунта?

В ИКТИБ разработана новая система принятия эвакуационных решений при ЧС

При наступлении чрезвычайной ситуации необходимо принимать срочные меры для спасения жизни и здоровья людей, уменьшения неблагоприятных последствий происшествия. Российские ученые разработали новый подход к принятию эвакуационных решений, включающий методы нечеткого многокритериального группового принятия решений для выбора лучших альтернатив и методы динамической макроскопической эвакуации с помощью частичного реверсирования движения, позволяющие доставить как можно больше пострадавших в безопасные зоны. Результаты своей работы ученые опубликовали в Journal of Multiple-Valued Logic and Soft Computing (Web of Science, Q1). Исследования поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда (РНФ).

Цель предлагаемого подхода заключается в перевозке максимально возможного числа пострадавших из опасных участков в безопасные пункты назначения, имеющие разные уровни приоритета в зависимости от уровня достижимости, пропускной способности, надежности (безопасности) и доступности. Данный подход оперирует списком приоритетности вершин графа транспортной сети, полученным с помощью алгоритма ELECTRE, а также промежуточными вершинами, имеющими возможность размещать пострадавших.

Актуальность исследований в этой области вызвана возросшим количеством ЧС природного и техногенного характера во всем мире, террористических угроз, а также необходимостью быстрого и эффективного принятия эвакуационных решений в условиях динамической нечеткой среды.

Одна из ключевых задач экстренной эвакуации связана с эвакуацией людей из зданий. В этой задаче эвакуируемое здание представлено в виде сети, узлами которой могут быть помещения и вестибюли, а дугами – коридоры, холлы и лестничные клетки. К числу важных задач эвакуации из здания относятся транспортировка максимального количества эвакуируемых в безопасную зону, минимизация общего транспортировки, а также максимально безопасная эвакуационная транспортировка.

«Исследователи, занимающиеся моделями эвакуации при ЧС, часто задаются вопросом, как дать точную оценку каждому критерию или численное значение при оценке опасных зон? Так как экспертам не всегда удается получить точные оценки, мы предложили включать нечеткие оценки в процесс принятия решений. Эти инструменты позволят учитывать некий уровень неопределенности при выборе конкретной оценки, влияющей на выбор эвакуационной альтернативы.

Таким образом, основной задачей проекта в рамках гранта РНФ является создание новой системы принятия решений в условиях стихийных бедствий, позволяющей дать оценку необходимости эвакуации путем объединения качественной и количественной информации о критериях принятия решения», – рассказывает руководитель гранта РНФ Евгения Герасименко, кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования имени В.М. Курейчика Института компьютерных технологий и информационной безопасности  Южного Федерального Университета.

Традиционные модели эвакуации не допускают хранения в промежуточных узлах, поэтому общий объем эвакуационного потока может не достичь стока, в результате не все пострадавшие смогут эвакуироваться. Следовательно, модели эвакуации, обрабатывающие хранение в промежуточных узлах, представляют наибольший интерес для моделирования ЧС. Они обеспечивают более эффективную эвакуацию, позволяя перевозку дополнительного количества пострадавших, находящихся в промежуточных узлах.

Данные методы рассматривают расстояние от источника опасности как основной фактор для определения порядка, в котором будет осуществлена транспортировка в промежуточные узлы. Однако ученые из ИКТИБ ЮФУ считают, что расстояние – не единственный фактор, который может влиять на ранжирование узлов. При принятии эвакуационного решения следует учитывать безопасность транспортировки, а также устойчивость промежуточного узла, уровень достижимости и опасности эвакуационного пути также должны быть приняты во внимание.

В этой связи предложено использовать инструментарий нечеткого группового многокритериального принятия решений, включающего нечеткий колеблющийся алгоритм ELECTRE, для ранжирования эвакуационных альтернатив. Моделирование эвакуации производилось на динамической нечеткой транспортной сети, позволяющей обрабатывать изменяющиеся во времени пропускные способности дуг графа и параметры времени прохождения потока для возможности учета блокировки коридоров огнем или дымом.

В перспективе включение интуиционистских и колеблющихся нечетких оценок различного типа в процесс принятия эвакуационных решений позволит моделировать оценки экспертов более гибко и приближенно к реальным ситуациям. Кроме того, использование расширенных моделей с промежуточным хранением позволит максимизировать число перевозимых материальных ценностей, способных изменять свое исходное число при эвакуации, сохранить жизни и здоровье людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации.

Источник: Пресс-служба ЮФУ

30.08.2024
144

Смотрите также

Перейти к содержимому