ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ФИБ
Шилов А.К., заместитель декана по воспитательной работе
Цели и практика воспитательной работы на факультете определяются требованиями Устава Южного федерального университета, государственных образовательных стандартов специальностей, по которым ведется обучение студентов, а также обратной связью с работодателями, в частности, результатами мониторинга трудоустройства выпускников.
В части воспитательной работы, согласно Уставу ЮФУ [1], миссия университета, состоит в формировании, на основе сохранения и развития научно-образовательной среды, граждан, призванных наилучшим образом служить России.
Одной из стратегических задач университета является: воспитание личностей, способных к самоорганизации, самосовершенствованию и сотрудничеству, умеющих вести конструктивный диалог, искать и находить содержательные компромиссы, руководствующихся в своей деятельности профессионально-этическими нормами.
Одной из основных задач университета в области образовательной деятельности является разработка и реализация социально-ориентированной программы воспитательной работы со студентами, которая должна обеспечивать:
– воспитание в университете гражданина и специалиста нового поколения, обладающего широтой знаний, культурой мышления, высокой нравственностью, активной жизненной и гражданской позицией, чтящего университетские традиции, уважающего законы;
– формирование профессионально и социально компетентной личности, восприимчивой ко всему новому, владеющей стратегиями самостоятельного поиска и навыками работы в команде, обладающей качествами лидера, чувством ответственности и стремлением к созиданию;
– воспитание нового поколения специалистов и менеджеров, способных обеспечить устойчивый прогресс экономики и социальной сферы России.
В свою очередь обучающиеся в университете студенты обязаны:
– соблюдать Устав ЮФУ, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитии, выполнять решения Ученого совета ЮФУ и Ученых советов факультетов, приказы и распоряжения ректората и деканатов;
– овладевать знаниями, полностью выполнять в установленные сроки все виды заданий, посещать все виды занятий, предусмотренные учебным планом;
– уважать честь и достоинство других обучающихся и работников университета; постоянно стремиться к повышению общей культуры, достойно нести звание студента университета; бережно относиться к имуществу университета.
Для успешных студентов предусмотрено поощрение. За успехи в учебе, научно-исследовательской работе, в спорте, в общественной жизни и художественной самодеятельности студентам устанавливаются различные формы морального (грамоты, дипломы и т.д.) и материального поощрения (повышенные и именные стипендии).
Для нерадивых студентов имеются дисциплинарные взыскания. За невыполнение обязанностей или совершение проступка студенту, не позднее, чем через 1 месяц со дня выявления проступка, может быть объявлен выговор, а также возможно отчисление из университета. По инициативе администрации студент может быть отчислен:
– за академическую неуспеваемость и неликвидацию задолженностей в установленный срок;
– за нарушение учебной дисциплины, пропуски занятий без уважительных причин, утерю связи с факультетом;
– за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом ЮФУ и Правилами внутреннего распорядка;
– за нарушение правил проживания в общежитии;
– за нарушение общеустановленных норм поведения;
– за порчу книг в библиотеке ЮФУ, за порчу учебного и научного оборудования;
– за невыполнение условий договора для студентов, принятых в ЮФУ сверх контрольных цифр набора.
Перспективные направления воспитательной работы со студентами ФИБ предложены в проектах государственных образовательных стандартов третьего поколения [2-4]. В области воспитания общими целями основных образовательных программ «бакалавра» и «специалиста» являются формирование социально-личностных качеств обучающихся: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, патриотизма, гражданственности, коммуникативности, профессиональной корпоративности, эмоционально-волевой и психологической устойчивости, толерантности, повышение их общей культуры. Выпускники должны обладать следующими социально-личностностными и общекультурными компетенциями (СЛК):
– способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина своей страны, к выполнению гражданского долга и проявлению патриотизма, к свободному и ответственному поведению; готовность к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (СЛК-1);
– способность и готовность к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами (СЛК-2);
– готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (СЛК-3);
– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (СЛК-4);
– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (СЛК-5);
– способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе (СЛК-6);
– способность и готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию другого мнения (СЛК-7);
– способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (СЛК-8);
– готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции (СЛК-9);
– готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-10);
– готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; знание принципов и методов организации и управления малыми коллективами; способность нахождения организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (СЛК-11);
– способность и готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (СЛК-12);
– способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни (СЛК-13);
– способность и готовность к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (СЛК-14);
– способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (СЛК-15);
– способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-16);
– способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовность и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (СЛК-17);
– способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-18);
– способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»), ее анализу и синтезу (СЛК-19);
– способность и готовность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (СЛК-20);
– способность и готовность владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков самоконтроля; готовность к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (CЛК-21);
– способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (СЛК-22).
Выпускники с квалификацией (степенью) «магистр», кроме того, должны обладать следующими социально-личностностными и общекультурными компетенциями:
– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (СЛК-1М);
– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (СЛК-2М);
– готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности;
– способность свободно пользоваться русским и иностранным языками, как средством делового общения; способность к активной социальной мобильности (СЛК-3М);
– способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (СЛК-4М);
– готовность к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (СЛК-5М);
– способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (СЛК-6М);
– способность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (СЛК-7М);
– способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (СЛК-8М).
Результаты социологических исследований, проводимых в ходе мониторинга трудоустройства выпускников ЮФУ [5], а также контакты кафедр с предприятиями, где работают выпускники факультета позволяют учесть обратную связь от работодателей при воспитании необходимых компетенций. По мнению работодателей, наиболее востребованными компетенциями в группе личностных, социальных качеств являются:
– организационные навыки, умение организовывать сотрудников в работе;
– навыки делового общения, умение вести переговоры;
– умение работать в группе;
– способность работать конструктивно и дисциплинированно;
– инициативность, самостоятельность в принятии решений;
– познавательный интерес, способность к саморазвитию, постоянному повышению квалификации;
– умение находить новые и оспаривать существующие идеи;
– общая эрудиция. знания в различных областях;
– умение работать в стрессовой ситуации;
– умение грамотно выражать свои мысли;
– общественная активность, социальная интерактивность (склонность к общественной деятельности);
– коммуникабельность, общительность.
Дальнейшее повышение качества образовательного процесса, и в частности, воспитательной работы, на ФИБ связано с целенаправленной работой по формированию этих компетенций.
Воспитательная работа на факультете Информационной безопасности организована на основе Устава ЮФУ и в соответствии с принятым Ученым светом ФИБ «Положением о воспитательной работе на ФИБ» [5-8] как целенаправленная деятельность, ориентированная на развитие необходимых выпускнику социально-личностных компетенций и качеств.
Основные направления воспитательной работы: работа со студентами на факультете и кафедрах, в учебных группах и общежитиях; социальная поддержка и отдых студентов; именные стипендии; внеучебная активность студентов, включающая научную работу, общественную деятельность и общественно-полезный труд, спорт, художественную самодеятельность и иные формы. Среди приоритетных задач – разъяснение пользы здорового образа жизни, в частности, борьба с курением студентов, а также с фактами использования в разговорной речи ненормативной лексики.
Воспитательное воздействие на контингент студентов проводится на четырех основных уровнях: факультетский уровень, кафедральный уровень, уровень кураторов, уровень структур студенческого самоуправления.
Факультетский уровень – декан, заместитель декана по воспитательной работе – планирование и контроль реализации программ воспитательной работы; организация работы кураторов и старост учебных групп; работа стипендиальной комиссии и формирование приказов по академической и социальной стипендиям, матпомощи студентам, назначению старост и дисциплинарным взысканиям; работа с инвалидами и сиротами; организация воспитательной работы и контроль жизни в общежитиях; курирование структур студенческого самоуправления на факультете; организация внеучебной активности студентов: именные стипендии, общественная работа, участие студентов в экологических месячниках и мероприятиях, связанных с общественно-полезным трудом, спорт, художественная самодеятельность.
Уровень структур студенческого самоуправления – профорги курсов, студенческие советы общежитий, старосты этажей и учебных групп, профсоюзный комитет студентов и Студенческий совет ТТИ ЮФУ – студенческие мероприятия, материальная помощь нуждающимся студентам из бюджетных средств и средств профсоюза, распределение льготных путевок в спортлагеря и профилакторий, денежные дотации на жилье и талоны на питание, вопросы жизни в общежитиях и другое.
Кафедральный уровень – заведующий кафедрой, преподаватели в ходе учебного процесса – каждодневная воспитательная работа со студентами, контроль работы кураторов групп. На кафедрах имеются планы и отчеты по воспитательной работе в учебном году. Воспитательная работа обсуждается на заседаниях кафедр не реже, чем один раз в семестр.
Уровень кураторов – заместитель заведующего кафедрой по воспитательной работе, кураторы учебных групп – основной уровень воспитательной работы с учебной группой и отдельными студентами. Основная форма работы кураторов – кураторский час. Каждый куратор имеет план воспитательной работы на учебный год. В конце учебного года кураторы составляют отчеты о проделанной работе. Проведение кураторских часов отмечается в журналах посещения занятий учебных групп. По проведенным воспитательным мероприятиям в группах кураторы представляют на кафедру отчет для распространения полезного опыта. Кураторам рекомендованы следующие темы кураторских часов.
1. Знакомство студентов со структурой и историей университета и основными положениями Устава ЮФУ (права и обязанности студентов) и Правилами внутреннего распорядка университета, а также с приказами и указаниями руководства университета (факультета). Посещение политехнического музея ТТИ ЮФУ. Цель – адаптация студентов 1-2 курсов к условиям учебы, жизни и быта в университете, формирование у студентов гражданской позиции, патриотизма, ответственности и гордости за свой ВУЗ, интереса к активному участию в общественной жизни и в общественно-полезном труде.
2. Организация бесед с ведущими специалистами с целью формирования представлений о профессии и обсуждения особенностей выбранных специальностей. Учет обратной связи от работодателей и мониторинга трудоустройства выпускников при обсуждении требований (модели социально-личностных и общекультурных компетенций) к выпускникам со стороны работодателей и государственных образовательных стандартов.
3. Контроль успеваемости, итоги промежуточных рейтингов и сессий, обсуждение причин задолженностей.
4. Контроль посещения студентами занятий, обсуждение пропусков занятий по неуважительным причинам.
5. Укрепление коллективов групп посредством совместных мероприятий, проведения обсуждений и помощи студентам в решении возникающих проблем в обучении и быту, а также проблем социально-психологического характера в группах.
6. Пропаганда здорового образа жизни. Содействие в физическом и эстетическом развитии путем привлечения в культурную и спортивную жизнь университета. Этика поведения и культура речи.