}1 ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ: КАК ПОДДЕРЖАТЬ СЕБЯ В УЧЕБЕ, ОБЩЕНИИ, САМОЧУВСТВИИ

21.05.2021

Переход на дистанционное обучение в онлайн-формате год назад вызвал большой интерес к исследованию плюсов и минусов данного формата. Несмотря на то, что эпидемиологическая ситуация позволяет перейти на очный формат работы, дистанционные формы остаются востребованными, в том числе и самими студентами, ощутившими их удобство.

Среди трудностей онлайн обучения, которые отмечают студенты, наиболее актуальны: снижение учебной мотивации (трудно себя заставить учиться, трудно не отвлекаться, а концентрироваться на материале в мониторе), недостаток личного общения, технические трудности, усталость от постоянной работы за компьютером и др. Остановимся на трудностях студентов, связанных с психологическими аспектами онлайн-обучения: снижением мотивации и дефицитом личного общения.

Если человек понимает важность обучения, у него мотивация поддерживается его внутренними ресурсами (интерес, профессиональные цели, да даже стипендия, «быть не хуже»…). Но сам формат онлайн таит в себе ловушки отвлекаемости даже у мотивированных студентов. Что можно порекомендовать студентам относительно поддержания мотивации и самоорганизации работы в дистанционном формате?

1. Организация пространства:

– работайте в наушниках, чтобы не отвлекаться на шум вокруг (особенно, если работаешь в общежитии);

– разверните окно лекции, чтобы скрыть другие окна и не отвлекаться на почту и другие сообщения, всплывающие окна;

– отключите уведомления и вообще – отложите телефон на расстояние, большее вытянутой руки, переведите его в беззвучный режим;

– наведите порядок на рабочем месте; это способствует порядку в мыслях и большей концентрации внимания.

2. Организация своей деятельности:

– при восприятии материала делайте заметки, активно участвуйте в обсуждении, работайте в чате (известно, что пассивное слушание оставляет около 10-15% полученной информации, тогда ваше присутствие на занятии – это пустая трата времени, которое нужно будет найти потом, чтобы заново изучить вопрос – двойная, а то и тройная работа). Даже в мире онлайн-обучения ничто не превосходит по эффективности «ручные» заметки, поскольку активизируются сразу несколько анализаторов (слуховой, зрительный и моторика).

– если вы выполняете индивидуальную работу, следуйте известному методу тайм-менеджмента Pomodoro – работайте по 25 минут (ни на что не отвлекаясь) с перерывами в 5 минут.

– на занятие одевайтесь согласно деловому дресс-коду – это настраивает на рабочий лад.

– используйте научно подобранную музыку, повышающую концентрацию. Focus@Will – один из подобных сервисов.

– в самостоятельной работе разбивайте большие задачи на маленькие, выполнение которых не занимает много времени (принцип тайм-менеджмента «Съешь слона»).

– напишите список задач и повесьте их перед глазами. Выполненные – вычеркивайте (ставьте смайлики напротив) – визуализация выполненного вселяет уверенность и поднимает дух достижения.

– поощрите себя, если все получилось.

3. Психологические рекомендации.

Проблема дефицита реального общения действительно стала для всех нас очень актуальной в период жесткого локдауна. Это отметила даже молодежь (от детей до студентов) – представители «цифрового поколения», которое и так в основном общается виртуально. Будем надеяться, что ситуация прошлой весны не повторится, и мы сможем сами регулировать оба формата общения (реального и виртуального) самостоятельно. Однако при любом развитии событий (это относится ко всем трудностям онлайн-обучения), целесообразно эти трудности не квалифицировать для себя как проблемы, а рассматривать как некий вызов: вызов своей компетентности в цифровой грамотности («прокачать» навыки грамотного интернет-пользователя – и в техническом аспекте, и в аспекте безопасности), в интернет-коммуникации: поучиться деловому общению с преподавателями (изучить каноны деловой переписки, устного общения через экран и т.д.), с однокурсниками и коллегами (по-новому организовываться в проектной деятельности, что тренирует дисциплину, организованность и ответственность), грамотно распределять свое время для реального общения, которого, как оказалось, бывает, не хватает.

Для того, чтобы какие-то события, ситуации не выбивали нас из колеи, можно выполнить следующее упражнение: «Плюсы и минусы». Возьмите для анализа ситуацию, которая вас волнует. Разделите лист на 2 столбца. В первом столбце выпишите все минусы, которые, с вашей точки зрения, несет данная ситуация. В правом столбике постарайтесь найти плюсы этой ситуации, даже если кажется, что их нет. В идеале найти плюсов не меньше, чем минусов. Данное упражнение поможет вам понять, что все события, которые происходят, эмоционально нейтральны, а наше восприятие их окрашивает (негативно или позитивно). Научиться позитивно мыслить – важный ресурс в жизни современного человека.

Skip to content
Контактная информация

ул. Чехова, 2, ауд. И-201
г. Таганрог, 347922
Ростовская область, Россия

на карте

Телефон: 8 (8634) 360-450
E-Mail: info@ictis.sfedu.ru

Сайты подразделений
кафедры подразделения
Б Безопасности информационных технологий И Индийско-Российский научный центр ЮФУ
В Высшей математики Ж Журнал "Известия ЮФУ. Технические науки
Вычислительной техники Л Лаборатория поисковых технологий
И Интеллектуальных и многопроцессорных систем Н Научно-технический центр
"Информационные технологии"
Информационно-аналитических систем безопасности
Информационной безопасности телекоммуникационных систем П
Р
Проектный офис
Российско-Кубинский научно-исследовательский центр
М Математического обеспечения и применения ЭВМ С Студенческое конструкторское бюро "КИТ"
П Психологии и безопасности жизнедеятельности Ю Южно-Российский региональный учебно-научный центр по проблемам информационной безопасности в системе высшей школы
С Синергетики и процессов управления
Систем автоматизированного проектирования
Системного анализа и телекоммуникаций

© 2015-2021,
Институт компьютерных технологий и
информационной безопасности ИТА ЮФУ

Ответственный за сайт: Алексей Целых
Сайт разработан в Лаборатории информационно-
психологической безопасности СКБ "КИТ"