}1 ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ Н.А.ЛЫЗЬ О САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ

09.11.2020

«Способность к саморазвитию – не только предпосылка успешного освоения образовательной программы, но и, возможно, главный результат образования»: интервью с профессором Н.А. Лызь об исследовании готовности студентов к саморазвитию и возможностях её повышения.

Наталья Александровна Лызь, д.п.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ, успешно изучает проблемы личностно-профессионального развития человека. В первом номере научного журнала за 2020 год «International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE)», входящим во второй квартиль (импакт-фактор 1,2), опубликована статья «THE ROLE OF STUDENTS’ LIFE COURSE CONCEPTION IN THEIR SELF-DEVELOPMENT» о результатах исследования внутренних факторов процесса саморазвития обучающихся, а также взаимосвязи представлений о собственной жизни студентов инженерных специальностей с их готовностью к саморазвитию. Мы поговорили с Натальей Александровной о некоторых аспектах проведенного исследования.

Сейчас вся система образования в России, как и во многих странах мира, переходит на рельсы студентоцентрированного обучения, когда обучающийся играет ключевую роль в формировании своей образовательной траектории. Делается ставка на его самостоятельность и заинтересованность в обучении. Это прекрасный подход, но в нем многое зависит от желания студента саморазвиваться. И это главная неизвестная в уравнении, поскольку уже в самом слове заключена максимальная степень субъективности и индивидуальности – «САМОразвитие». Вы в своем исследовании решили эту неизвестную найти – определить внутренние факторы этого процесса, и более того – сделать ее прогнозируемой – найти способы повышения его продуктивности. Какие установки (предпосылки) позволили вам сформулировать эти исследовательские задачи?

Да, я совершенно согласна, что современное высшее образование ориентировано на активного, инициативного обучающегося, устремленного к личностному и профессиональному росту, владеющего навыками самообразования, способного осознанно и ответственно управлять собственным развитием. И именно эта способность развиваться – не только предпосылка успешного освоения образовательной программы, но и, возможно, главный результат образования. Поэтому уже более 20 лет я интересуюсь этой темой и в научном, и в практическом планах. Теоретическим базисом настоящего исследования стали, в первую очередь, работы российских психологов (С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской, К.В. Карпинского, В.И. Слободчикова, Д.А. Леонтьева и др.), в которых человек рассматривается как субъект своего жизненного пути, способный не просто адаптироваться к внешним требованиям и обстоятельствам, но и преобразовывать и эти обстоятельства, и деятельность, и самого себя. Также мы опирались на разработанную в рамках зарубежной позитивной психологии концепцию преднамеренного саморазвития (intentional self-development), делающей акцент на личных целях, действиях, концепции себя и интерпретирующих процессах, с помощью которых человек приходит к формированию собственной индивидуальности (J. Brandtstädter, J. Bauer). Наше исследование позволило дополнить эти концепции и доказать, что целостность и детальность представлений о жизненном пути, опирающиеся на осознание опыта, понимание значимых достижений, отношение к себе как источнику жизненных событий и продуманные жизненные цели, способствуют повышению внутренней мотивации и активности в саморазвитии.

Эмпирическую базу составили результаты работы с 215 студентами ИКТИБ. В чем вы видели специфику подготовки по инженерным специальностям применительно к исследованию?

Готовность к самообразованию и саморазвитию – один из важнейших востребованных на рынке труда «мягких навыков» (soft skills) будущих инженеров и IT-специалистов. Как и другие универсальные компетенции, такая готовность связана с общим личностным и социальным развитием человека. Однако в вузе студенты технических направлений преимущественно оперируют дегуманизированными моделями и знаковыми системами, а в процессе обучения взаимодействие с другими зачастую опосредовано техническими средствами. Технизированная образовательная среда способствует актуализации рационального, логического мышления, но обладает ограничениями в плане эмоционально насыщенного социального взаимодействия, способствующего самопознанию, самоопределению, самовыражению. Это приводит к тому, что развитие soft skills, в т.ч. и готовности к саморазвитию, у студентов не происходит стихийно, а требует целенаправленных действий. Именно это послужило причиной выбора объекта данного исследования. Наша кафедра [кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности ИКТИБ] постоянно изучает психологические особенности студентов, обучающихся по техническим направлениям, разрабатывает образовательные и психологические технологии, направленные на развитие soft skills, предлагает различные учебные дисциплины и программы дополнительного образования. Например, все студенты бакалавриата ИКТИБ изучают наш курс «Психология профессионального саморазвития», а магистранты – «Психология управления личностными ресурсами».

Сегодня многие считают, что грани между «физиками» и «лириками» стираются: конвергентные процессы проникают во все сферы, формируя новые компенетностные портреты и подходы познания окружающего мира. Но можно ли говорить о том, что категории «физиков» и «лириков» применимы к вопросам саморазвития?

Я согласна: в современном сложном мире многие привычные дихотомии не обладают прогностическими возможностями, необходимо многомерное понимание человека. Вероятно, содержание процесса саморазвития будет иметь специфические черты у «физиков» и «лириков», но лишь постольку, поскольку различаются сферы их самореализации. А если говорить о «движущих силах» саморазвития – открытости новому опыту, целеустремлённости, рефлексивности, способности к самопознанию, принятии ответственности за свою жизнь, позитивном самоотношении, стремлении реализовать свой потенциал – то эти личностные характеристики в равной степени присущи и «физикам», и «лирикам».

В своем исследовании вы использовали понятие «life course conception» (концепция жизненного пути). Что под ней понимается?

Концепция жизненного пути – это субъективное понимание и интерпретация человеком своего прошлого, настоящего и будущего в их целостности. Она опирается на выделение значимых событий и жизненных целей и включает когнитивные, эмоциональные и смысловые аспекты. В русскоязычной литературе этот феномен чаще всего обозначается термином «представления о жизненном пути», для англоязычного читателя мы ввели новое понятие «life course conception», поскольку наиболее близкие – «life course perspective» и «lifespan development» – акцентируют внимание на объективном описании жизненного пути.

Поскольку работа велась не с объективным описанием жизненных событий, а с субъективным восприятием различных жизненных аспектов, которое отражалось в анкетах, тестах и эссе, как удалось эти результаты систематизировать?

Изучаемые конструкты – представления о жизненном пути и готовность к саморазвитию – плохо формализуемые. Для их изучения мы выделили показатели и индикаторы, сформировали критерии их оценки, подобрали и разработали методики, а потом в пилотажных исследованиях проверяли релевантность индикаторов, корректировали, снова проверяли. Это была трудоемкая работа, своего рода итерационный процесс, в результате которого получены первичные и интегральные показатели, использованные в основном исследовании.

Возможно проследить связь между темпераментом и отношением к саморазвитию? Можно ли сказать, что, к примеру, сангвиники больше склонны к целенаправленному саморазвитию, нежели холерики?

Мне не известны подобные исследования, но могу сказать, что саморазвитие связано не столько с инструментальными чертами личности (как человек что-то делает), сколько с мотивационно-смысловыми подструктурами (для чего он это делает, как он относится к себе, к своей деятельности, к другим людям).

Вам также удалось реализовать программу «Life course conception», направленную на повышение стремления к осознанному саморазвитию студентов-инженеров и включающую групповые занятия и индивидуальную работу. Участниками программы стали 50 студентов. Какие компоненты программы вызвали у обучающихся наибольший интерес?

Программа в первую очередь была направлена на развитие представлений студентов о себе и собственном жизненном пути через самопознание, рефлексию и анализ имеющегося опыта, интересов и намерений, а также работу по осмыслению своего прошлого, настоящего и будущего, по постановке целей и детализации жизненных планов. Наиболее интересными для студентов были интерактивные занятия, включающие элементы психологического тренинга. Студенты считают, что занятия помогли им лучше понять свои особенности, возможности и цели, пересмотреть некоторые установки, например, осознать свою роль в построении собственной жизни.

Можно ли самостоятельно актуализировать внутреннюю мотивацию и сделать саморазвитие более содержательным? Поделитесь несколькими способами.

Саморазвитие можно понимать с двух позиций: как целенаправленную внешнюю и внутреннюю активность человека по развитию своих возможностей в соответствии с собственным идеалом и необходимостью достижения жизненных целей и как некоторое ценностное основание жизненной стратегии, когда любое событие жизни, включая ошибки и провалы, рассматривается как возможность понять себя и приобрести новый опыт. Стремление целенаправленно развиваться появляется, когда у человека определены жизненные цели, достижение которых требует работы над собой. Для этого очень важно понимать свои ценности, интересы, возможности и ограничения, важно найти себя – определить сферы для реализации своего потенциала. Отправной точной для самоопределения и саморазвития является самопринятие как признание права на существование всех аспектов собственной личности. Как это не странно, но человек наиболее успешно саморазвивается не тогда, когда он критически настроен по отношению к себе и решает бороться со своими недостатками, а тогда, когда он понимает себя, принимает себя таким, как есть, верит в себя. Это позволяет достичь необходимой для дальнейшего развития внутренней гармонии, корректно определить «точку старта» и свои жизненные приоритеты, мобилизовать свои ресурсы. Процесс пробы себя в разных видах деятельности, вовлечённость в то, что делаешь, усилия на пути достижения значимых жизненных целей, использование разных способов реализации своего потенциала, рефлексия полученного опыта и осмысление новых перспектив – это и есть подлинное саморазвитие.

 

Контактная информация

ул. Чехова, 2, ауд. И-201
г. Таганрог, 347922
Ростовская область, Россия

на карте

Телефон: 8 (8634) 360-450
E-Mail: info@ictis.sfedu.ru

Сайты подразделений
кафедры подразделения
Б Безопасности информационных технологий И Индийско-Российский научный центр ЮФУ
В Высшей математики Л Лаборатория виртуальной реальности
Вычислительной техники Лаборатория поисковых технологий
И Интеллектуальных и многопроцессорных систем Н Научно-технический центр
"Информационные технологии"
Информационно-аналитических систем безопасности
Информационной безопасности телекоммуникационных систем П
С
Проектный офис
Студенческое конструкторское бюро "КИТ"
М Математического обеспечения и применения ЭВМ Ю Южно-Российский региональный учебно-научный центр по проблемам информационной безопасности в системе высшей школы
П Психологии и безопасности жизнедеятельности
С Синергетики и процессов управления
Систем автоматизированного проектирования
Системного анализа и телекоммуникаций

© 2015-2020,
Институт компьютерных технологий и
информационной безопасности ИТА ЮФУ

Ответственный за сайт: Алексей Целых
Сайт разработан в Лаборатории информационно-
психологической безопасности СКБ "КИТ"